Индия в Средние века
1.    Индия сегодня.
2.  Индийская культура в Средневековье.
3.  Средневековая индийская философия.
4.  Тадж-Махал – жемчужина Индии.
5.  Танцы Индии.
6.  Орисса – земля храмов.
7.  Город и деревня в Индии в Средневековье.  
8.  Список использованной литературы.
Месторасположение: занимает полуостров Индостан, образуя центральную часть Южной Азии, омывается Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом.
Климат: муссонный. Самый жаркий, сухой сезон – март-май. Сезон дождей – июнь-сентябрь.
Площадь: 3.203.975 кв. км.
Валюта: рупия. (1 долл. = 40 рупий.)
Население: 961.690.000 чел. Индия – вторая страна после Китая по количеству населения.
Столица: Дели.
Языки: английский, хинди, санскрит, местные диалекты.
Религии: индусы 80%, мусульмане 11%, христиане 2%.
Грамотность: 52%
2. Индийская культура в Средневековье
Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало      высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.
Харша, правитель княжества Канаудж, попытался приостановить этот процесс, но после его смерти в 648 г. возникли независимые княжества в Кашмире, Бенгалии, Ориссе и многих других районах Северной и Южной Индии. В культурном отношении это был необычайно плодотворный период. Династии Чола, Паллавов и Раштракутов воздвигли великолепные храмы в Танд-жавуре, Махабалипураме и Эллоре. В XI в. построен храм Солнца в Конараке (штат Орисса) и храм Шивы в Каджурахо (Центральная Индия). Характерным элементом их архитектурного стиля является скульптура. В литературе; санскрит постепенно вытеснялся местными диалектами – 
бенгали, маратхи, хинди и панджаби. На юге Индии развивалась литературная традиция на тамили, телугу и каннада. Большое распространение получили такие 
религиозно-философские течения, как веданта, в частности учения Шанкары (VIII в.) и Рамануджи (XII в.). Наряду с этим в социальной и религиозной жизни существовали и консервативные тенденции.
Система каст, первоначально связанная лишь с ролью человека в процессе производства, со временем стала жесткой и самодовлеющей.
Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы, как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556- 1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры. Взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт.  
Первые мусульманские сооружения в Индии отличались строгостью и простотой линий. Однако вскоре зодчие стали перенимать декоративные элементы индуистских храмов, в частности мотив лотоса. В то же время многие средневековые индуистские храмы заимствовали черты мусульманской архитектурной традиции – купол, арку, перегородки из резного камня и мрамора. Своего расцвета индийская архитектура достигла в период правления Шах-Джахана (1627-1658), при котором были возведены такие шедевры Агры, как "Жемчужная мечеть" и Тадж-Махал, "мечта, воплощенная в мраморе".
В живописи также видно смешение двух традиций. Вдохновленные творчеством Бехзада и других выдающихся персидских живописцев придворные художники Великих Моголов создали новую школу миниатюр. Представители раджпурской школы, заимствовав превосходную технику и изысканность персидской миниатюры, в своих самобытных произведениях выражали индийские религиозно-эстетические взгляды.
Одним из величайших гениев средневековой Индии был Амир Хусров Дехлеви – поэт, музыкант, лингвист. Он изобрел несколько музыкальных инструментов, ставших классическими в индийской музыкальной культуре, а его эксперименты в области поэзии привели к возникновению урду, одного из основных языков Индии. Для национальных литератур шестнадцатое и семнадцатое столетия были периодом расцвета культовой поэзии. Нанак, основатель сикхизма, Тулсидас, чей вариант эпоса "Рамаяна" на хинди по сей день читается и декламируется миллионами индийцев, Кабир, поднявшийся в своем творчестве над религиозными разногласиями, – эти и многие другие поэты проповедовали всемирную религию терпимости и любви.  
3. Средневековая индийская философия
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.
Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. – индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии: одический – первая половина I тыс. до н. э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический – вторая половина I тыс. до н. э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т. п. связей и отношений форме варно-кастового деления общества); классический – с первого тыс. н. э. вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры).  
4. ТАДЖ-МАХАЛ
Тадж Махал (Taj Mahal)
Тадж-Махал, воспетый поэтами символ любви Шаха Джахана к жене, Мумтаз-Махал.
Этим именем, "украшение дворца", называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Сложны семейные отношения. Молодая жена приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.
У Шаха Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан "не обращал внимания на других женщин, пока она была жива". Мумтаз-Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!
За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз-Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели. Вид Тадж Махала со стороны Красного Форта Агры
Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств.
В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, было решено возвести здание, в пригороде, на берегу Джамны. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.
Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы – венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас.
Скорее всего, их вклад – это роскошный парк, который ведет к мавзолею. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из Аллея перед Тадж Махаломкрасного камня, украшен белым узорным "портиком", сверху 11 куполов, по бокам – две башни, также увенчанные белыми куполами. Ограда – это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею.
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.
Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей. Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах.
Обратная сторона Тадж Махала, со стороны реки ДжамныВозможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишам и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию – четыре малых купола и четыре минарета.
К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана – традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре – резная мраморная ширма, за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы, сами же склепы – под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах – гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.
Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания – мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.
Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал.
Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.
Сейчас мавзолей – одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самим индусами. Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел...
Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам "на фоне" можно только с одной точки – от входа.
Наверное, это правильно, ведь туда приходишь, чтобы наслаждаться зрелищем, а не думать о том, как это будет выглядеть в семейном альбоме.
5. ТАНЦЫ ИНДИИ
Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Два из них сложились на юге и уходят корнями в незапамятную древность. Это бхарат-нитьям – танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся в храмах Шивы. Само слово "бхарат-нитьям" переводится как "индийский танец", что говорит об исконности его происхождения. Самой характерной его чертой является то, что каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и, главное, различные сочетания движений рук и пальцев имеют определённое смысловое значение. Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу, и сюжеты этих танцев-рассказов могут быть самыми разными, но чаще всего это сюжеты древних повествований.
Другой стиль называется "катхкали", что буквально значит рассказ-искусство. Его исполняют преимущественно в Керале, и сложился он в среде народа малаяли. По традиции исполнителями катхкали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми. Чаще всего исполняются сюжеты из эпических поэм. Исполнители с детства изучают искусство сложнейшей пантомимы и языка условных жестов и танцуют под аккомпанемент не только музыкальный, но и речитативный. Костюмы их очень громоздки: широкие длинные юбки, кофты, множество украшений, очень высокие и широкие головные уборы, сложнейший грим.
На северо-востоке известна школа "манипури" – танцы, посвящённые главным образом господу Кришне.
 Четвёртой школой является "катхак" – северный стиль, в котором преобладают черты так называемого мусульманского танца.
6. ОРИССА
Земля, утопающая в пышной зелени, омываемая на востоке Бенгальским заливом, была свидетелем возникновения и становления индийских художественных традиций, ярко представленных в виде многочисленных храмов и других памятников старины.
Расцвет архитектуры Ориссы приходится на XIII-XVII века. Красивейшие храмы штата расположены в пределах так называемого золотого треугольника. Его вершинами являются города Бхубанешвар, Конарак и Пури. Бхубанешвар богат святынями и известен как один из религиозных центров средневекового Востока. Из семи тысяч храмов, некогда окружавших огромный водоем Бинду Шагар, до настоящего времени сохранились лишь пять сотен.
Храм Лингараджа посвящен богу Шиве. Культовое сооружение украшено скульптурными композициями богов, богинь и влюбленных пар. В середине XI века нашей эры напротив этого храма были воздвигнуты несколько его близнецов, только меньшего размера. Тогда же рядом с ними был построен необыкновенно красивый храм Парвати. Вся площадь золотого треугольника буквально нашпигована храмами. Раджарани отличается замечательными пропорциями и славится своими статуями. Храм Брахмешвар известен уникальными скульптурами. Парашурамешвар считается старейшим храмом Бхубанешвара, а в Муктешваре можно увидеть необыкновенные скульптурные группы и арки в стиле торана, в которых прослеживается влияние буддизма на здешнее искусство.
Знаменитый храм Солнца в Конараке, в старину известный как Черная пагода, возводился более 12 лет. На его строительстве были заняты почти 1200 рабочих. Храм напоминает запряженную семью лошадьми колесницу о 24 колесах. Трехъярусная крыша сооружения завершается шпилем. Колесница бога Солнца символизирует количество дней недели и часов в сутках.
В третьей вершине треугольника, Пури, находится один из четырех самых почитаемых храмов Индии – Джаганнатх, место поклонения Богу – Создателю Вселенной. Этот памятник XI-XII веков сочетает в себе традиционный портик и башню, устремленную вверх на 65 метров.
7. Город и деревня в Индии в Средневековье
В Индии до Гуптов была распространена практика служебных пожалований, пожизненных или временных "кормлений". Факты политической истории, как и наставления, содержащиеся в политической литературе, свидетельствуют о том, что местная знать нередко теряла принадлежавшие ей земли, но сохраняла само право на получение доходов, которое могло быть реализовано на другой территории. Как уже говорилось, грань между местным правителем – землевладельцем и государственным чиновником оказывалась довольно неопределенной, значительная часть господствующего класса как бы сливалась с государственным аппаратом.
К рассматриваемому времени, по всей видимости, деревенский староста стал не столько представителем общинного самоуправления, сколько низшим деятелем администрации. Располагая своей должностью по наследству, он имел возможность и пользоваться небольшим "кормлением", и привлекать деревенское население к работам в свою пользу. Из подобных "господ деревни", очевидно, выходили многие основатели знатных родов раннего средневековья.
Комплекс монолитных скальных храмов в Махабилипураме (штат Тамилнад), VIIв.Яркими свидетельствами высокого уровня городского ремесла служат огромная бронзовая статуя Будды из Султанганджа, знаменитая железная колонна Чандрагупты II в Дели и другие археологические находки. Достижения металлургов получили признание далеко за пределами Индии – в "Дигестах" речь идет об импорте "нержавеющего индийского железа". Гуптский период был золотым веком индийской нумизматики. Тогда же начали складываться основные типы монументальных сооружений, получившие распространение уже в период средневековья.
Литературные источники помогают представить организацию городского ремесла, основной фигурой которого был самостоятельный мастер, имевший учеников. Ученик, прошедший испытание на выполнение "шедевра", мог открыть собственную мастерскую или работать за плату в качестве подмастерья. На подсобных работах, возможно, использовался и рабский труд. Представители отдельных профессий составляли артели, работавшие по найму. Основные специальности в городском ремесле были, видимо, монополизированы влиятельными корпорациями (шрени, нигама). Сохранились надписи гуптского времени, составленные, например, в память о строительстве храма на средства богатой гильдии шелкоткачей, переселившейся из Гуджарата в Дашапуру. Городское ремесло преимущественно ориентировалось на заказ. Существование крупных царских мастерских предполагают лишь на основании косвенных данных (например, исходя из сложности работы по изготовлению упоминавшейся железной колонны).
Существование крупной державы обеспечивало возможность развития торговли, как внутренней, так и внешней. Наметилась некоторая специализация отдельных районов Индии – славился сахар, привозимый из Гандхары, рис из Каушамби и т.д. Торговые караваны шли через Кабул и Балх к берегам Амударьи, через Кандагар – в Иран. По морю поддерживались активные связи с Византией. Китайский паломник Фа Сянь, посетивший Индию при Чандрагупте II, рассказывает о том, что двухмачтовые корабли, вмещавшие 150-200 человек, регулярно плавали из Тамралипти на Ланку. Активно развивались отношения с Юго-Восточной Азией, с островами Ява, Суматра, Бали. Известно о многочисленных индийских миссиях в Китай (не меньше десяти датируются V в.). В связи с распространением буддизма в Китае паломники приезжали в Индию за священными книгами.
Находки почти двух десятков кладов золотых монет в различных районах Индии говорят о размахе и регулярности денежного обращения. В надписях гуптского времени сообщается о том, что ремесленные и торговые гильдии принимали денежные вклады и осуществляли банковские операции. Не следует, впрочем, и преувеличивать степень развитости товарно-денежных отношений в основных отраслях экономики. Бросается в глаза немногочисленность находок медных монет, необходимых для розничной торговли. В записках Фа Сяня говорится о том, что даже в столице империи Чандрагупты II в качестве менового средства использовались раковины каури. Процветающие гуптские города были и важными культурными центрами. Городские власти и руководители купеческих гильдий устраивали празднества, театральные представления, приглашали бродячие труппы актеров. Пьеса Шудраки "Глиняная повозка" служит образцом чисто городского жанра "купеческой драмы". Городская новелла этого времени широко вошла в средневековые сборники так называемой обрамленной повести. Как свидетельствует "Камасутра" Ватсьяяны, город считался воплощением изысканной культуры в противоположность простой и грубой деревне.
Наряду с городом центром культуры являлся и царский двор, где создавалась искусная поэзия кавья. Можно указать на гуптские панегирики, написанные в высоком стиле и изобилующие сложными образами, поэтическими намеками, аллитерациями и нарочитой многоплановостью. Для придворного театра предназначались драмы Калидасы, написанные на героические и легендарные сюжеты. Традиция связывает знаменитого поэта с Чандрагуптой II Викрамадитьей, и, возможно, в данном случае она достоверна. В поэме "Родословие Рагху" находят прямые намеки на военные успехи его царственного патрона. Примерно к тому же времени относится творчество ученого врача Сушруты и лексикографа Амарасинхи, на рубеже V-VI вв. жил астроном и математик Арьябхата, а несколькими десятилетиями позже – Варахамихира. Литературные и научные сочинения этой эпохи, несмотря на верность традициям, имеют отчетливо выраженный авторский характер.
 
2.   Джавахарлал Неру. "Открытие Индии" 1995г. г. Москва
4.   Вишванатх Нараване. "Курьер ЮНЕСКО", Март 1989 г.
На главную

© VICHEGSERG.NAROD.RU 2002
© Design by Enzo

Hosted by uCoz